Доступная среда
Условия в МБДОУ детский сад комбинированного вида № 6 г. Лебедянь для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
«Под специальными условиями получения образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ; специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, компьютерные средства с включением специального оборудования, представление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных и коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (ст. 79. П. 3 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп.) «Об образовании в Российской Федерации».
В МБДОУ детский сад комбинированного вида №6 г. Лебедянь созданы группы комбинированной направленности, которые посещают воспитанники с речевыми нарушениями. В условиях логопедического пункта данные воспитанники получают квалифицированную помощь учителя-логопеда.
Психолого-педагогическая служба сопровождения в составе учителя- логопеда, музыкального руководителя, воспитателя участвует в проектировании и организации образовательного процесса. Деятельность специалистов организована в форме консилиума для выявления и обследования детей, разработки индивидуального образовательного маршрута.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая: учитель-логопед:
•диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
•составляет индивидуальные планы развития;
•проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
•консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы.
Музыкальный руководитель:
•осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
•учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
•использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Медицинский персонал:
•проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
•осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно- эпидемиологических норм.
В работе учителя-логопеда, используются специальные учебные пособия и дидактические материалы, обеспечивающие все направления коррекционно-развивающего обучения. Имеется дидактический материала, подобранный с учетом комплексно-тематического планирования. Специалист осуществляет коррекционно-развивающую работу с детьми в групповой, подгрупповой и индивидуальной форме.
Для коррекционной логопедической работы учитель-логопед использует учебно-методическое пособия:
- по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);
- по фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);
- по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);
- по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по раздела:
картотеки: (артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации;
пособия и материалы: на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты); по обучению грамоте (настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.
Для обучения детей с ОВЗ разработаны адаптированные образовательные программы.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В ДОУ оборудовано 6 групповых помещений, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В состав групповых ячеек входят: раздевальная , групповая , спальня, буфетная, туалетная и умывальная. Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО.
В каждой группе созданы центры развития ребенка.
Каждый из этих центров доступен для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В группах комбинированной направленности, где воспитываются дети с речевыми нарушениями дополнительно оформляется центр речевого развития – это центр с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слов, предложения, иллюстрированные материалы для закрепления и автоматизации звуков и т.п.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ созданы условия для проведения практических коррекционных занятий с детьми-логопатами.
Кабинет учителя-логопеда предназначен для:
-проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста;
-проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми;
Оснащение логопедического кабинета:
- зеркало настенное с лампой дополнительного освещения;
- шкафы для хранения пособий;
- столы для детей;
- стулья детские;
- стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией.
Кроме того, в учреждении имеется музыкально-спортивный зал, оснащенный всем необходимым оборудованием и средствами обучения, который отвечает особенностям организации образовательного процесса детей с речевыми нарушениями.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В каждой группе оборудованы книжные центры, которые оснащены детской познавательной, художественной литературой в соответствии с возрастом детей. Данные условия приемлемы для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Физкультурно-оздоровительной деятельностью воспитанники учреждения могут заниматься в музыкальном и спортивном зале, в центрах двигательной активности в каждой возрастной группе, на спортивной площадке. Физическая нагрузка соответствует индивидуальным особенностям ребенка. Детям предоставляются оптимальные условия для двигательной активности в режиме дня: занятия физкультурой в зале и на улице, в свободном доступе для детей находятся центры двигательной активности в группах, гимнастическое оборудование; организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки. Широко используются корригирующие гимнастические, спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники. Данные условия применимы для детей с ОВЗ.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Развивающая предметно-пространственная среда групп комбинированной направленности дополняется средствами для развития:
- тактильного и тактильно-кинестетического восприятия: различные виды массажных инструментов; наборы контрастных по текстуре материалов для касания; наборы мячей с различной фактурой поверхностей; тактильные дощечки; ванночка и игрушки для игры с водой; контейнер с фасолью и различными крупами; наборы образных объемных игрушек в мешочке; наборы геометрических форм в мешочке;
- мелкой моторики: наборы мелких предметов, природный материал, пластилин, трафареты, обводки, массажные мячи, молнии, пособия с пуговицами, счетные палочки, шнуровки, лабиринты, конструкторы, наборы прищепок, «Мозаика для развития пальцев», «Напольная мозаика», картотека пальчиковых игр и др.,
- общей моторики: комплексы профилактических физических упражнений; мячи, игры на полу, «Шарик в лабиринте.,
- памяти и внимания: дидактические игры на развитие памяти и внимания: «Запомни и назови», «Опосредованное запоминание», «Найди отличия»,
- мышления: развивающие пособия «Логические блоки Дьенеша», палочки Кюизенера, развивающие игры Никитина «Сложи узор», «Сложи квадрат»;
- речи и представлений об окружающем: картотека «Артикуляционная гимнастика», предметные и сюжетные картинки, плакаты по всем лексическим темам; опорные схемы для пересказов, рассказов-описаний; наглядный материал сезонных изменений в природе; демонстрационный и раздаточный материал по тематике раздела; уголок «Наша библиотека»; различные варианты дидактических игр и книг по развитию речи,
- формирования учебных навыков.
Пособия по ФЭМП: материал для обучения детей счету; для упражнений в распознавании величины предметов; для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур; пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке и ориентировке во времени.
Обучение грамоте: схемы слов, условные обозначения звуков, звуковые домики, карточки с буквами, магнитная доска с набором букв, предметные картинки различной тематики.
Предметно-развивающая среда в группах комбинированной направленности постоянно обновляется, видоизменяется в зависимости от возраста детей, сезона, изучаемой темы, потребностей и интересов детей.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
У входной двери здания учреждения для слабовидящих людей размещены кнопка вызова, таблички-указатели и план эвакуации со шрифтом Брайля.
Доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к месту предоставления услуги осуществляется с помощью сотрудников учреждения для сопровождения их к месту получения услуги.
Осуществляется проведение инструктирования сотрудников, предоставляющих услуги населения, для работы с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг.
Наличие сотрудников, на которых административно-распорядительным актом возложено оказание инвалидам помощи при предоставлении им услуг.
Необходимую помощь воспитанникам в учреждении оказывают воспитатели, специалисты и помощники воспитателя, работающие на группе комбинированной направленности.
Специальные условия питания
При организации питания в детском саду учреждение руководствуется СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». Питание сбалансированное, 4 – х разовое, в соответствии с утвержденным 10-ти дневным меню. Вопросам питания малышей в детских садах отводится особое внимание. В рацион питания включены все необходимые питательные вещества и элементы, которые важны для роста и развития детей. Формирование меню блюд происходит на основании главных потребностей детского организма, необходимых для надлежащего физиологического развития. Соблюдаются правила доставки, контроль за разгрузкой и качеством упаковки продуктов, выполняются нормативы хранения пищевого сырья. Готовят пищу квалифицированные повара в условиях пищеблока учреждения. Данные условия приемлемы для детей - инвалидов и детей с ОВЗ.
Специальные условия охраны здоровья
В учреждении созданы следующие условия охраны здоровья обучающихся:
1) имеется медицинский кабинет. Оснащение и оборудование медицинского кабинета позволяет качественно осуществлять медицинское сопровождение каждого ребенка, контроль за его здоровьем и физическим развитием. Оборудование: письменный стол, стулья, шкаф канцелярский, шкаф для хранения медикаментов, манипуляционный столик со средствами для оказания неотложной помощи и с набором прививочного инструментария, весы медицинские, ростомер, термометр медицинский, лотки, шпатели, кварцевая лампа, кушетка для осмотра детей, холодильник и др. Оборудован и оснащен изолятор.
2) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья (учреждение имеет договор о сотрудничестве с ГУЗ «Лебедянская ЦРБ», в соответствии с которым врачи-педиатры и другие специалисты проводят лечебно- профилактическую поддержку детям, проводят диспансеризацию декретированных возрастов (3,5,7 лет); совместно с медсестрой делают профилактические прививки. Медсестра проводит антропометрические измерения детей в начале и конце учебного года, оказывает доврачебную помощь, осуществляет контроль за санитарным состоянием групповых помещений, пищеблоком);
3) организация питания обучающихся (описана в разделе «Сведения об условиях питания воспитанников (в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья)»;
4) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул (учреждение соблюдает санитарные нормы, предъявляемые к организации образовательного процесса, а именно к образовательной нагрузке, режиму учебных занятий. Организация образовательного процесса регламентируется календарным учебным графиком, учебным планом, разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно в соответствии с санитарным законодательством и реализуемой общеобразовательной программой дошкольного образования);
5) пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда (осуществляется работа по пропаганде и обучению воспитанников навыкам здорового образа жизни, здорового питания, требованиям охраны труда, обеспечиваются условия для своевременного прохождения педагогическими работниками обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда. С воспитанниками проводятся занятия по правилам дорожного движения, пожарной безопасности,, по профилактике бытового травматизма и т. д.);
6) организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом (в целях профилактики заболеваний и оздоровления детей в учреждении проводятся следующие мероприятия:
-медицинские осмотры детей (в том числе на педикулез) при поступлении в учреждение;
-систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья;
-работу по организации профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок;
-распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием;
-информирование руководителей учреждения, воспитателей, методистов по физическому воспитанию о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья;
-сообщение в территориальные учреждения здравоохранения о случае инфекционных и паразитарных заболеваний среди воспитанников и персонала учреждения в течение 2 часов после установления диагноза;
-систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещений, соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом;
-организация и контроль за проведением профилактических и санитарно- противоэпидемических мероприятий,
-работа по организации и проведению профилактической и текущей дезинфекции, а также контроль за полнотой ее проведения;
-работа с персоналом и детьми по формированию здорового образа жизни (организация "дней здоровья", игр, викторин и другие);
-медицинский контроль за организацией физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья;
-контроль за пищеблоком и питанием детей. Проводится консультативно-информационная работа:
-оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;
-открытые просмотры и показы с использованием здоровьесберегающих технологий;
-активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ по мероприятиям годового плана;
-оформление папок-передвижек, проведение консультаций, оформление информационных стендов по вопросам оздоровления детей.
Образовательная деятельность проводится с детьми с использованием оздоровительных технологий, физкультминуток, гимнастики для глаз. Физкультурные занятия проводятся в спортивном зале и на свежем воздухе.
В каждой возрастной группе имеется план физкультурно- оздоровительной работы.
Для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов применяется особый порядок освоения образовательной области «Физическое развитие» с учетом заключения врача-педиатра и группы здоровья ребенка.
Прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации (медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
Видов медосмотров несовершеннолетних:
-профилактические;
-предварительные при поступлении в образовательные учреждения;
-периодические в период обучения в образовательных учреждениях.
Медицинские осмотры обучающихся проводятся в соответствии с Порядком проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.08.2017 г. №514н.
Проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий (учреждение проводит санитарно-эпидемиологические и профилактические мероприятия: обеспечивает соответствие состояния и содержания территории, зданий и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения; расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в учреждении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Все работники учреждения проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. Учреждение выполняет требования Федерального Закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»).
Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи (в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» все педагогические работники учреждения прошли курсы повышения квалификации по обучению навыкам оказания первой помощи).
Данные условия приемлемы для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Доступ к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в учреждении не предусмотрен.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Свободный доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен. Дети-инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленных электронных образовательных ресурсов для использования детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ в учреждении - не имеется. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальных технических средств коллективного индивидуального пользования - нет.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Наличие общежития и интерната не предусмотрено.
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наличие общежития и интерната не предусмотрено.
Доступная среда Липецкой области
Государственная программа «Доступная среда»
http://www.zhit-vmeste.ru
Меры социальной поддержки инвалидов
http://dostupno48.ru/page_cat_inf-1
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Обучалки и развивалки для детей
Федеральные документы:
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (копия)
- Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (с изменениями и дополнениями) (копия)
- Приказ от 9 ноября 2015 года N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (с изменениями на 18 августа 2016 года) (копия)
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038) (копия)
- Памятка по правам семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов)
- Инклюзивное дошкольное образование
- Правила этикета при общении с инвалидом
- Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
- Принципы инклюзивного образования
- Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы (копия)
- Акт обследования объекта социальной инфраструктуры (копия)